Еще до первой мировой войны в Козловке появились рабочие деревообработчики, зародился местный пролетариат.
Площадка, где находился комбинат автофургонов, издавна привлекала внимание предприимчивых дельцов своим удобством. Здесь было основано первое промышленное заведение – винокуренный завод.
До 1844 года завод принадлежал комаров- скому помещику Карпеке, затем купчихе из дворян Екатерине Беляевой. Беляева продала винокурню отставному ротмистру дворянину А. Мясникову, который проживал в Чебоксарах, содержал там оптовый винный склад и трактир. Завод продолжал именоваться комаровским. Управлял им доверенный хозяина – Ф. Карташов. В лучшие времена заведение производило до 70 тысяч ведер спирта в год. В 1876 году общая стоимость завода составляла 46285 рублей. Но к этому времени владелец счел выгодней самому производством не заниматься, а сдать винокурню в аренду. Что и было сделано за 3000 рублей в год цивильскому купцу В. Булычеву.
Он тоже жил в Чебоксарах, уделял больше времени торговле, чем производству. Хлопоты по винокурению возложил на доверенное лицо. Вскоре завод остановился, арендатор использовал помещение лишь под оптовый винный склад. В 1885 году Булычев разорился и умер.
1 января 1887 года появился новый арендатор – Казанский торговый дом «Булыгин и сын». Винно-пивные бизнесмены опутали паутиной питейных точек все Казанское Поволжье. В комаровском хозяйстве арендовали под оптовый винный склад дом с мезонином за 450 рублей в год.
В 1891 году казна продала завод с производственными и жилыми строениями марпосадскому купцу С. Забродину. Арендаторы Булыгины теперь за винный склад платили ему 100 рублей в год. К тому времени здания пришли в ветхость.
Под постройками находилась 31 десятина земли. Числилось 20 жилых барачных помещений, из которых 18 никто не занимал. В двух остальных жили постояльцы – 24 мужчины и 28 женщин, размещались почтово-телеграфное отделение, квартира станового пристава, винная и бакалейная лавки. На территории завода Забродин основал механическую мельницу, а остальная территория продолжала пустовать.
На рубеже 19-20 в.в. в Чувашии достигла широкого размаха яичная торговля. Через Козловскую пристань шла непрерывным потоком куриная продукция в Москву, Петербург, Казань, другие города Поволжья, заграницу. Для упаковки товара требовались в огромном количестве ящики. Некоторые предприниматели увидели в производстве тары золотую жилу. Одним из таких оказался дворянин Владимир Иванович Карпов, проживавший в Казани. В 1904 году Карпов купил у богатого крестьянина Закирзяна Тагирова в Царевококшайском уезде имение и бездействующий лесопильный заводик.
Вскоре завод заработал. Кроме яичных ящиков производилась и другая продукция. Но через два года завод сгорел. Владелец понес значительные убытки.
Карпов не пал духом – завод восстановил. Вместе с тем обратил свои взоры в устье Илети, где шел сплав древесины. Решил здесь основать еще одно распиловочное заведение. Облюбовал Козловку. 10 июля лесопильный завод в Козловке дал первую продукцию. Оборудование его состояло из маломощного котла – локомобиля, рамы и нескольких примитивных станков. Рабочих насчитывалось 30 человек.
Сам владелец жить в Козловке не собирался, да и не занимался делами заведения. Он нанял доверенного, кременчугского мещанина Ивана Яковлевича Безпалко. Управляющий тоже проживал в Казани. Фактически заведующим стал машинист Алексей Петрович Мельников.
Мельников не оправдал надежд хозяев, и уже в декабре его сменил бывший крестьянин из Симбирской губернии Григорий Иванович Козырев. Но он тоже не удержался. В 1909 году заведующим назначили машиниста Василия Яковлевича Ерошина. Завод назывался Усть Илецкий на Волге при деревне Козловке. Был установлен распорядок дня и утвержден старшим губернским фабричным инспектором.
Кроме Козловского завода Карпов содер- жал поблизости еще два торговых склада лесных материалов – в Вязовых и Тюрлеме. Доходность предприятия не удовлетворяла владельца, и он решил от него избавиться, сосредоточить капитал на других заводах.
23 июля 1915 года Козловский лесопильный завод был продан местным предпринимателям Г.Г Волчкову и П.Ф. Морскову. Новые хозяева заведующим назначили Филиппа Федоровича Шикарева.
Зажиточный Козловский крестьянин Морсков числился компаньоном, ведущее же положение занимал Волчков. Волчков располагал к этому времени солидным капиталом. Он владел пахотными угодьями в Беловолжском, содержал кирпичный завод, склады керосина и нефти в Козловке и Марпосаде, торговал хлебом, бакалейными товарами. Приобрел мукомольную мельницу в селе Ковалях.
Летом 1918 года, во время боев за Казань, Шикарев с коллективом рабочих обеспечивал потребности Красной Армии в пиломатериалах. А в первые годы Советской власти немало потрудился по восстановлению промышленности и транспорта.
Н.КОГЛЮГИН.
Кстати. Наибольший экономический расцвет Козловского завода приходится на 1908- 1913 годы, когда предприятие работало стабильно, с полной нагрузкой и достатком сырья. Волчков и Морсков ничего нового в производственный процесс не внесли, оборудование оставалось маломощным, изношенным. А вот эксплуатацию рабочих усилили. Они старались на неквалифицированных работах использовать женский и детский труд.