Медицинские работники Козловского района, верные своему долгу, с первых дней войны прочно определили свое место, встав вместе с бойцами Красной Армии. В июне 1941 года главный врач районной больницы М. Ивлев, врач А. Ясницкая, Н. Беловощева, медицинские сестры А. Белова, Т. Молтушкина, фельдшер И. Иванов, заведующий аптекой А. Чумаков и другие ушли на фронт. Оставшиеся в районе четыре врача и несколько других медицинских работников начали работать за двоих, а то и троих.
В августе 1941 года Козлов-ская районная больница стала эвакогоспиталем № 3064 для лечения раненых бойцов и командиров Красной Армии. Первых раненных эвакогоспиталь принял в середине августа 1941 года. Они доставлялись по железной дороге, а летом 1942 года - пароходами.
Штат состоял из одного врача и 4 медицинских сестер. Руководителем эвакогоспиталя был назначен Николай Семенович Соколов, который до этого трудился в должности наркома здравоохранения Чувашской АССР.
С 10 марта 1943 года в эвакогоспитале начали лечить больных и раненых военнопленных из разных стран мира, взятых в плен в основном в битвах под Сталинградом и на Орлово-Курской дуге, а красноармейцев для дальнейшего лечения перевели в эвакогоспиталь, находящийся в соседнем, марийском городе Волжске.
В июле 1944 года коллектив эвакогоспиталя на свои денежные средства купил санитарный самолет для Красной Армии, за что получил благодарность от Государственного Комитета Обороны, а 9 февраля 1945 года купил второй, боевой самолет с просьбой передать его Герою Советского Союза Б. Васильеву.
Прием военнопленных
За период с 10 марта по 13 апреля 1943 года в эвакогоспиталь поступило 811 больных военнопленных, из них немцы – 229 человек, итальянцы – 104, румыны – 354, финны – 2, венгры – 68, евреи – 10, русские – 3, чехословаки – 5, поляки – 8, югославы – 13, белорусы – 1, французы – 1, австрийцы – 7, датчане – 1, голландцы – 2, эстонцы – 2, латыши – 1. Из этого количества умерло 179 человек.
Размещение больных
Был оборудован и приемноразбросочный корпус, куда поступали все больные. После санобработки и медицинского осмотра они размещались в специальные корпуса и палаты.
Первый корпус назывался хирургическим. Здесь оперировали тяжелобольных. Отделение размещалось в каменном здании бывшего терапевтического отделения и состояло из 13 палат. Кроме них имелся операционный блок с комнатами стерилизации, перевязочной, инструментальной и ванной. Площадь отделения составляла 271 кв. метр. Заведовал отделением опытный хирург А. Тагунов.
Во втором корпусе после закрытия госпиталя и вплоть до переселения в новое здание райбольницы (1993 год) лечились больные стационарно по глазным и нервным болезням. А вот с 1943 года это неказистое деревянное здание заняли выздоравливающие больные. Это отделение состояло из 4 палат и перевязочной. Сначала отделением заведовала врач-рентгенолог Н. Лысякова, а после перевода в заводскую больницу ее заменила врач З. Васильева из деревни Бишево.
В третьем корпусе совсем недавно располагалась станция скорой помощи. Отделение было маленькое и состояло из 3 палат и перевязочной. Во время войны здесь тоже находились выздоравливающие больные. Заведовал этим отделением врач-терапевт С. Кисловский.
Четвертый корпус представлял туберкулезное отделение и оставался им до конца. В этом одноэтажном деревянном здании размещались 5 палат и ванная. Заведующим был врач П. Сусликов из деревни Осинкино. Из-за ветхости в 1988 году его снесли.
Пятый корпус представлял собой огромное деревянное здание площадью 212,3 кв. метра. Раньше там размещалось детское отделение, а во время Великой Отечественной войны помещение было предоставлено для больных.
В шестом корпусе сначала лечили больных дизентерией, сыпным брюшным тифом. Со временем эти болезни были ликвидированы, поэтому помещение передали под канцелярию, физиокабинет и гостиницу для приезжих проверяющих.
Еще в начале войны вне территории эвакогоспиталя построили бомбоубежище на 100 мест. Бесперебойно работала баня в двух отделениях. В виду переполнения эвакогоспиталя больные в каждом отделении размещались по-разному. В основном клали 5-6 человек поперек кроватей, установленных рядом, но основная масса находилась на деревянных нардах.
Изначально эвакогоспиталь № 3064 для военнопленных был в виде лагерного типа – с военной охраной, вышками, высоким забором. Уже в марте 1943 года охрану приняла воинская часть № 106 конвойных войск НКВД.
Жизнь и быт военнопленных
За больными военнопленными в стационарных условиях ухаживали хорошо. Несмотря на трудное военное положение, им не давали голодать, кормили, как могли. Н. Соколов был настойчив в своих действиях. Он открыл подсобное хозяйство, где содержали 10-15 свиноматок, от которых получали 60-70 поросят, подсвинок насчитывалось 10-12 голов, 4-5 коров.
Хуже обстояло дело с медикаментами. В летнее время недостающие витамины компенсировались за счет подачи на стол свежих овощей и фруктов, а зимой и весной – за счет молочных и мясных продуктов, которыми старались обеспечивать бесперебойно.
Когда не хватало медицинских работников, специалистов для хозяйственной деятельности, руководство госпиталя прибегало к помощи военнопленных. Обслуживающий персонал до сих пор лестно отзывается о немецких врачах Зигфриде Краузе, Берхарде Бруммере, Краузенхарте и румынском докторе – Давидянце Октовияне, которые наравне с советскими врачами лечили больных, чем оказывали им неоценимую помощь.
Как бы мы отрицательно не относились к немцам, нужно достойно оценить их трудолюбие, аккуратность, умение выполнять работу качественно, на совесть. Летом 1944 года немецкие мастера соорудили два фонтана во дворе эвакогоспиталя. Один из них сохранился до наших дней. Его авторы – Михель Герберт и Генрих Лянгольц.
Весь коллектив жил единой семьей. Итальянцы были очень музыкальны. Они виртуозно играли на струнных инструментах. А неугомонная, энергичная и вездесущая медсестра Г. Тернюк из Донбасса никому не давала покоя. По ее инициативе регулярно устраивались концерты.
Эвакогоспиталь № 3064 закрыли в марте 1946 года, и Беловолжская больница вновь заработала в прежнем лечебном режиме.
На Беловолжском кладбище соседствуют два места захоронения. В одной могиле лежат красноармейцы, умершие от ран в эвакогоспитале. За год с небольшим работы госпиталя умерло 8 красноармейцев. В 1962 году в память о них сооружен надгробный памятник.
Одна железобетонная плита лежит на могиле, другая – установлена вертикально, своей формой напоминающая флаг. В южной части плиты выгравировано: «Умершим от ран воинам в 1941-1942 г.г.».
На каменном здании бывшего в те годы хирургического корпуса висит мемориальная доска, где написано «В этом здании в 1941-1945 годах размещался эвакогоспиталь № 3064». Но в эту надпись нужно внести поправку. Эвакогоспиталь функционировал до 30 марта 1946 года.
Н. ЮРКОВА.
Фото А. Петрова.