АРЕСТ И КОНФИСКАЦИЯ
Грянул октябрь 1917 года, перевернувший наряду со многими и судьбу Волчковых. Они были вынуждены спешно покинуть родной дом, оставив все богатство на месте, и временно переселиться в дачный домик, находящийся на территории нынешнего АО «ККАФ». С началом холодов семья переселилась в отцовский дом в селе Беловолжском, но над ними уже витал дух расправы. 22 июня 1918 года состоялось заседание Богородского волостного совета крестьянских депутатов с повесткой дня: «Об аресте известного буржуа Григория Волчкова, проживающего в деревне Козловке»... Волчков был арестован в тот же день и передан в руки Чебоксарского уездного совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поскольку этот совет не был наделен правами ареста граждан, дело купца и его самого передали Казанскому губернскому исполкому. Но там руководство оказалось на высоте, оно не усмотрело в купце государственного преступника и Григория Георгиевича выпустили на свободу.
В Козловке продолжали конфисковать имущество Волчковых и других богатых людей. Двух-этажный каменный дом на Волге облюбовала местная власть. Туда вселились РК ВКП(б) и райисполком. На излишки площади разрешили приютиться органу ЗАГС и нотариальной конторе. В 1921 году это здание занимали рай-продком, заготконтора и народный суд. В 1924 году народный суд переселили в дом бывшего земского начальника. С этого года в доме Волчкова стал размещаться детский дом имени Урицкого. В 1929-1930 годах подвальное помещение этого дома использовалось в качестве арестантской камеры.
Отобрали и хлебный амбар. Сначала там открыли клуб колхоза «Путь Ленина», в недавнем прошлом здесь размещалась детско-юношеская спортшкола. Изъяли сад, который перешел во владение того же колхоза. Из-за отсутствия должного ухода он постепенно пришел в запустение.
СУДЬБА СЕМЬИ
Хотя семья Волчковых давно проживала в отцовском доме в селе Беловолжском, ее оттуда тоже выселили. Дом разобрали и перевезли на территорию нынешней райбольницы, где его вновь собрали. В прошлом там размещалась судебно-медицинская экспертиза.
Семья, оставшаяся под чистым небом без крова и пищи, стала бороться за выживание. Старший сын Григорий уехал в Среднюю Азию.Туда же забрал с собой и родителей. Григорий Георгиевич умер там в нищете и от болезней. Задолго до этого в Казани скончалась от старости и перенесенных потрясений Мария Григорьевна. После смерти мужа Ольга Капитоновна приехала в город Волжск Марийской АССР. У нее были две сестры: Екатерина и Вера. Екатерина Капитоновна работала фармацевтом в Козловской аптеке. Когда в Волжске открыли эвакогоспиталь, она переехала туда. Вера Капитоновна не имела профессии и нигде не работала. После ампутации ноги она скончалась в 1950-х годах в Козловке, а Ольга и Екатерина продолжали жить в Волжске.
Через некоторое время сын Григорий из Средней Азии перебрался в город Ленинград, где и умер. Дочь Мария вышла замуж за Агапова и устроилась жить в городе Шумерле. У нее были два сына, которые умерли преждевременно. Сама она умерла в 1986 году. Младший сын Юрий погиб смертью храбрых под Ржевом во время Великой Отечественной войны, что подтверждает похоронный лист.
Г. КСЕНОФОНТОВ.
Окончание. Начало в №№8,17