Огромный этнографический интерес для туристов на козловской земле представляет сам народ, его традиции и обряды. Было бы замечательно, если туристам, посетившим наш район, представится возможность посетить обрядовые чувашские свадьбы, самобытность проведения которых сохранилась до наших дней.
Свадьба у чуваш до сих пор считается одним из самых значимых событий. В каждой местности свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и праздник завершался в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней и даже неделю.
Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, надевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы. Обязательно приглашали посаженых родителей, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.
К началу свадьбы в доме невесты собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.
В это время вместе с подругами невеста наряжалась в богатое свадебное одеяние, закрывая сверху лицо, накидывали покрывало. Во время одевания невеста пела песни-причитания.
Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.
В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха тоже богато наряжали.
Начиналась музыка, же-них и его свита просили у родителей благословления ехать за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд. Около ворот деревни или на перекрестке дорог совершали моления, оставляли кусочки пищи и монеты.
Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места. После такого приветствия гостей приглашали в дом. Гостей угощали пивом, печениями, сыром и многими другими угощениями. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.
В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем к утру невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными, исполняла печальную песню-плач. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.
Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты. Почти вся деревня провожала невесту за околицу.
У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом.
В доме проводили обряд «инке салми». Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца жених несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.
После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами. Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей.
Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась новым человеком и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.
После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.