Ежегодно, бывая на Карамышевском сельском погосте в день Святой Троицы, я невольно останавливаюсь у могилы односельчанина Игоря Васильевича Ильина, участника Великой Отечественной войны. Добрая память о моем земляке увековечена в монолитном памятнике из черного мрамора.
Он не был колхозником, а числился единоличником, хотя у него не было обрабатываемой земли. Сельчане относились к нему по-разному. Одни, считаясь с его начитанностью (несмотря на начальное образование), тягой к изобразительному искусству и, конечно же, в знак уважения как к участнику минувшей войны, за его трудолюбие, простоту и доброжелательность к людям, обращались к нему по имени и отчеству. А в селе такого обращения заслуживали не все, разве что учителя. Другие относились к нему с некоторой иронией за его не всегда опрятный внешний вид, хотя по себе Игорь Васильевич был высокого роста и красив на лицо. Жил он в обветшалой избушке со своей родной сестрой Елизаветой. В 1963 году, с приездом в образовавшийся совхоз «Волга» директора С. Якимова, Ильиным поставили новый, небольшой, добротный домик. Игорь Васильевич и его сестра постоянно были заняты работой в своем небольшом домашнем хозяйстве. Вырастили хороший сад, огород, ежегодно держали бычка, десяток кур.
В годы учебы в сельской школе, а позже в пединституте, я не раз бывал у Ильиных, а однажды был изумлен увиденным. На большом ватманском листе бумаги, с простыми акварельными красками он копировал известную картину великого русского живописца В. Васнецова «Три богатыря». Это было поразительно!
В другой раз, видя привинченный к самотканому полотенцу обрамляющий иконостас орден Красной Звезды, я не удержался и спросил у него, за какой же подвиг ему была вручена такая высокая боевая награда. И он мне тогда поведал, как он выразился, выполнял солдатский долг перед Отечеством.
На фронт Игорь Васильевич был призван осенью 1941 года, в 26-летнем возрасте. После прохождения ускоренного курса молодого бойца его определили возчиком в противотанковом артиллерийском полку Западного фронта. Получив лошадь по кличке «Надежда» и телегу «железный ход», он занимался перевозкой всего, что было нужно для войсковой части: ящики со снарядами, патронами, винтовками, пиломатериалы для строительства блиндажей, укрытий, плотов и мостов, продукты питания и другое.
В начале лета 1942 года, когда фашистские танки все наглее лезли на нашу советскую территорию, начальник штаба полка рядовому Ильину дал срочное боевое задание – быстро погрузить ящики со снарядами и доставить их на передовую позицию, где наши артиллеристы вели жестокий неравный бой с фашистскими танками. Погрузив 6 ящиков снарядов для 45-миллиметровых противотанковых пушек, обмотав их ветошью, чтобы снаряды не детонировали, боец Ильин спешно отправился на передовую, которая находилась в 7-8 километрах от штаба части. Несмотря на то, что в воздухе то и дело барражировали немецкие истребители и штурмовики, снаряды к артиллеристам мой земляк доставил вовремя и очередное наступление врага было приостановлено. Как потом выяснилось, артиллеристы уничтожили в том бою 5 танков.
На обратном пути боец Ильин попал под обстрел немецкого истребителя. Первая пулеметная очередь врага прошла мимо, однако лошадь с испугу галопом понеслась вперед. Совершив второй круг, истребитель вновь зашел на цель. Вторая свинцовая пулеметная очередь изрешетила и лошадь, и телегу. Получив осколочное ранение в плечо, Ильин смог увидеть, как «Надежда» замертво свалилась набок, опрокинула телегу с ездоком. Придя в себя, Игорь Васильевич, превозмогая боль, поднялся и, упершись на обломку оглобли, направился в часть.
Побыв несколько дней в лазарете, он снова, получив другую лошадь по кличке «Удалая», телегу, продолжил службу. А за точное выполнение приказа по доставке снарядов Игорь Васильевич Ильин был награжден орденом Красной Звезды. Войну бравый боец закончил в 1945 году в Восточной Пруссии, имея медаль «За Победу над Германией».
Н. Зайцев.