Обычная бытовая сделка произошла в середине октября 2014 года в доме жителя города Козловки гражданина Р. Его знакомый гражданин Ш. приобрел у хозяина дома скутер. Сговорились на 30 000 рублей, но всей суммы у покупателя не было. Тем не менее гражданин Р. доверял другу и отдал технику без полного расчета с уговором, что деньги получит чуть позже. В свою очередь гражданин Ш. обещал непременно рассчитаться, а в качестве залога, чтобы друг не волновался, сам предложил оставить свой паспорт. На том и порешили, ударив по рукам.
Что побудило человека через три месяца сделать такой серьезный шаг, и какова была цель, трудно сказать, но 22 января 2015 года в дежурной части отдела полиции было зарегистрировано заявление от гражданина Ш., где было написано: «Я, гражданин Ш., заявляю, что гражданин Р. отобрал у меня паспорт и требует деньги в сумме 30000 рублей. Я боюсь, что мой документ может использоваться им в личных целях обогащения». При подаче заявления сотрудники полиции письменно предупредили заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о преступлении. Будучи уже предупрежденным, он дал письменное объяснение о как бы случившемся факте участковому уполномоченному полиции С. Сергееву.
Была проведена соответствующая проверка, и в результате вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в действиях гражданина Р. состава преступления. Таким образом, гражданин Ш., незаконно пытавшийся представить себя потерпевшим, оказался в роли обвиняемого за заведомо ложный донос о совершенном преступлении.
Определяя вид и меру наказания, суд принял во внимание раскаяние и все смягчающие обстоятельства, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, и назначил гражданину Ш. наказание в виде штрафа в размере заработной платы осужденного за два месяца в сумме 13 000 рублей.
Е. Романова,
пресс-секретарь районного суда.